Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Fr.Oleg Molenko - о.Олег Моленко. Толкование Апокалипсиса - tolkovanie.com

Главная страница сайта Печать страницы Персональный видеоканал отца Олега   К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице   Вниз страницы Вверх страницы

Отец Олег Моленко

О СЛАВЕ СЛАВНОГО БОГА

 

Ин.17:
1«После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
2так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
3Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».

1. О чем нам говорят и что нам дают для нашего понимания слова первого стиха?

2. Что для нас самое важное во втором стихе?

3. В чем состоит жизнь вечная?

Посмотрим внимательно на второй стих:
2«так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную».

Если учесть предшествующее прошение Сына Божьего у Своего Отца о прославлении Сына и обещании прославить Отца, то второй стих объясняет нам основания имеющиеся у Сына для того, чтобы быть Самому прославленным и чтобы прославить Отца, а также то, в чем состоит эта слава Отца и Сына (можно добавить: и Святого Духа, ибо Троица нераздельная и все три Лица участвуют в каждом деле), о которой чуть раньше говорил Иисус Христос.

Мы видим, что речь идет о славе Бога среди сотворенного Им мира, и прежде всего, среди всякой плоти.

Основанием для этой славы является открытое нам в этом стихе действие произошедшее внутри Троицы между Лицами Отца и Сына. Это действие выражено словами: «Ты (т.е. Отец) дал Ему (т.е. Сыну Божьему по Его воплощении) власть над всякой плотью». Иными словами это действие состоит в передаче власти над всякой сотворенной Богом плотью воплотившемуся Сыну Божьему.

Из этого мы можем сделать вывод, что ранее власть над всякой плотью находилась у Бога Отца. Конечно, разумея равенство Лиц, благочестиво будет исповедовать, что вся Троица и, соответственно каждое Лицо имели эту власть. Однако по внутреннему договору между тремя равными Лицами единого Бога преимущество это было передано именно Отцу. Почему это так ведает лишь один Бог. Мы же должны благоговейно и благочестиво исповедовать ту истину, которую нам открыл Сам Господь Бог.

Мы исповедуем, что каждое Лицо нераздельной Троицы по отношению к созданным творениям имеет свою особенность. Власть и опека над творениями может передаваться от одного Лица к другому Лицу по Их взаимному согласию.

В данном стихе мы и наблюдаем такую передачу власти над людьми от Бога Отца к Богу Сыну, а также свидетельство Самого Сына Божьего о передаче этой власти пред нами людьми.

Может возникнуть вопрос, а разве ранее Сын Божий не имел этой власти над плотью? Имел! Как нераздельное Лицо единого Бога! Но, как новое Нетварно-тварное Божеско-человеческое Существо Он еще не имел ни власти, ни славы среди людей. Люди даже не знали бы о Его существовании и Его полномочиях, если бы Сын Божий не изволил воплотиться и даровать им откровение об этих важных для них истинах.

Бог в Лице воплотившегося Сына Божьего хочет открыть нам и показать ту истину, что Сын Человеческий Иисус Христос это по Своему Божеству Сын Божий приснорождаемый Его Отцом небесным. Вместе с тем Он является в одном Лице и совершенным человеком. В этом непостижимом для нас и невместимом нами положении Второго Лица Троицы именно Сын Божий и именно по Его воплощении и вочеловечении является для нас самым близким Лицом Пресвятой Троицы. Истина эта, и вместе великая благочестия тайна, состоит в том, что таким образом Господь Бог Отец решил усвоить нас Себе и усыновить посредством Сына Своего, Который в добавление к Своему присновечному Божеству стал еще и совершенным сотворенным человеком. Можно сказать, что посредством Иисуса Христа мы усвоены всей Пресвятой Троице, а усыновлены именно Отцу небесному по отношению к Которому и научены Сыном Божьим молиться называя Его «Отче наш». Т.е. Отец наш!

Т.е. если бы Сын Божий не вочеловечился, то мы не были бы искуплены, спасены, усвоены Богу Троице и усыновлены Богу Отцу.

Для нас не удивителен и вполне объясним факт передачи власти над нами Отцом (и Духом Святым) воплотившемуся в Лице Иисуса Христа Сына Божьего. Власть эта передана Ему и принята Им потому, что Он стал одним из нас оставаясь Превечным Богом. Кто лучше всего может властвовать над подчиненными людьми безконечно недостижимый для нас Господь Бог или равный нам по природе и высший из нас по своему состоянию и всем качествам Сын Человеческий Иисус Христос, Который остался все тем же неизменым Вторым Лицом Пресвятой Троицы? Ясно, что Иисус Христос. Вот почему именно Он является нашим Судьей, Царем и Первосвященником!

О, чудо Божье! О тайна Божья величайшая, невместимая и непостижимая! Творец стал творением Своим оставаясь Творцом! Присно вечный Бог стал начало-вечным человеком! Наш Царь Господь и Владыка стал равным нам по природе, естеству и человеческим качествам! Но, помимо этого Он стал для нас Дверью к Божеству и к нашему обожению! Дверью не в смысле преграды, а в смысле перехода. Ведь Его переход – Пасха – не односторонний – только от Бога к человеку, и не закрытый наглухо. Нам эта Дверь к Богу и жизни вечной открывается Самим Христом по нашей вере, верности, смирению и покаянному примирению с Богом, с усвоением себе заслуг Христа.

Значит и нам оставлено непостижимое и недомыслимое для нас чудо чудеснейшее – возможность стать реальными Богами по благодати единого Бога и Творца нашего!

Это возможно для нас лишь при одном условии, которое каждый из нас должен и обязан непременно исполнить – получить жизнь вечную!

Подателем же этой жизни вечной стал для нас от Лица единого Бога воплотившийся Сын Божий Иисус Христос.

В этой способности и власти даровать жизнь вечную и состоит подлинная слава Иисуса Христа перед нами людьми.

Для нас нет ничего важнее и значимее, чем наследовать жизнь вечную, а значить нет ничего славнее этой жизни вечной и Никого славнее Дарователя этой жизни.

Бог Отец не мог оставить Своего Сына в смерти и тлении. Не мог Он оставить Его человеческую часть, которая стала неразделимой с Его божеством (хоть и не слиянным с Его человеческой частью) без жизни вечной.

Передав Своему Сыну власть над всякой плотью, Отец, вместе с тем, передал Ему и власть над Своей собственной Его новой для Него плотью и человеческой природой.

Человеческая природа Христа – единственно не причастная к грехопадению и греху – нуждалась по ее общности с прочими людьми в искуплении, победе над смертью, адом, сатаной, в изменении ее для жизни вечной и получении дара жизни вечной.

Таким образом действием Лиц Пресвятой Троицы получилось то чудо, что Источник и Дарователь нашей жизни вечной и человек в ней нуждающийся соединились в Лице одного Иисуса Христа. Вот почему Он, как Превечный Бог является Дарователем жизни вечной прежде всего Своей собственной человеческой природе и личности, а затем и всем нам.

Как принимающий эту жизнь вечную человек, Он является для нас Первенцем во всем, и прежде всего Первым вошедшим в жизнь вечную! Сделал Он это вхождение через победу над сатаной, адом, смертью, тлением и грехом (к которому не был никак причастен) посредством Своего славного воскресения. Вот почему Его воскресение является видимой частью достигнутого Им, как человеком жизневечия и полученной Им, как Богом, по Его заслугам, власти даровать жизневечие прочим людям. Вот почему слава воскресения это Его слава, а Его слава – это слава Его воскресения.

Вот почему Он называется для нас Путем, Истиной и Жизнью. Путем ведущим и обезпечивающим всякому по нему идущему человеку жизнь вечную.

Истиной – как Открыватель нам истин приводящим нас к Богу и жизни вечной.

Жизнью – как Источник и Дарователь жизни вечной.

Этот путь, и вместе заслуги Христа явились нам в Его крестных страданиях и смерти, в Его славном воскресении, искуплении и спасении людей, в Его победе над грехом, адом, смертью и сатаной.

Вся эта победа была достигнута Им по Его человечеству и осуществлена Им по Его Божеству посредством ПЕРЕХОДА, включающего все перечисленные Его заслуги.

Соответственно этому совершенному Им Самим, как Первенцем, и оставленным для нас переходом, и совершенным Им ради нас и нашего ради спасения подвигом Он и имеет Свою славу.

Поскольку Переход обозначается словом Пасха, а главной его частью является победа над смертью, которая и позволила Иисусу Христу Первым из людей достичь жизни вечной и законно даровать ее по вере в Него другим людям, Он совершенно справедливо именуется еще Пасхой. А Пасха справедливо понимается, как переход от смерти к жизни вечной. Таким образом Пасха навсегда связалась со Христом и Его Воскресением, посредством которого Он и победил смерть, и утвердил для нас открытый и пройденный Им переход в жизнь вечную, именуемую еще Пасхой Христовой или Воскресением Христовым.

Теперь вы будете еще лучше понимать и от этого праздновать каждый воскресный день и особенно день Пасхи Христовой!

Но вернемся к славе Божией.

Получив Свою славу от Бога Отца посредством получения власти над всякой плотью и посредством Своего превращения в Дарователя жизни вечной для других людей, Иисус Христос Сын Божий прославляет сперва Своего небесного Отца, а затем и Духа Святого.

Отца Он прославляет тем, что открывает нам людям о Нем, о Его имени, о Его главенстве, первенстве и славе среди равных Лиц Троицы, и тем, что соделывает Своего Отца Отцом всех прочих спасенных людей, путем их усвоения Богу и духовного усыновления их Богу Отцу.

Отец прославляется в Сыне Своем, как Промыслитель всего соделанного Сыном для введения людей в жизнь вечную. Сын прославлен тем, что явился Сотворителем замысленного и благословленного Отцом домостроительства Божьего. Дух Святой прославлен тем, что явился для нас Осуществителем замысленного Отцом и сотворенного Сыном, и Закрепителем всего этого домостроительства Божьего. Вот почему воистину СЛАВА ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ!

Вот сколько нам дало внимательное рассмотрение второго стиха!

Рассмотрим третий стих.
3«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».

Этот стих раскрывает нам суть жизни вечной.

Оказывается жизнь вечная, доступ к которой мы имеем заслугами Христа и всем домостроительством Пресвятой Троицы, состоит в познании Господа Бога и Творца нашего Пресвятой Троицы, в познании Отца и Сына и Святого Духа, а также в познании великой тайны благочестия явленной нам в Лице Богочеловека Иисуса Христа!

Под познанием здесь следует понимать не однократный курс получения некоторых сведений и знаний о Боге, а вечный наш процесс жизне-познания единого Бога, всех Его трех Лиц и тайны Боговоплощения явленной нам в лице Иисуса Христа.

Почему же здесь Иисус Христос не упоминает о Духе Святом? Потому, что и то, что Он открыл нам об Отце и Их отношениях настолько велико, что требует время на осмысление и восприятие. А также потому, что о Духе Святом Он скажет позже. И, наконец, потому, что познав о Троице мы уразумеем, что Она есть нераздельная, а значит, где Отец, там Сын и Дух Святой; где Сын, там Отец и Святой Дух; где Святой Дух, там Отец и Сын, Троица Святая и Всеславная!

Таким образом, разобрав три приведенных стиха я с Божьей помощью ответил на три поставленных мной вопроса:

1. О чем нам говорят и что нам дают для нашего понимания слова первого стиха?

2. Что для нас самое важное во втором стихе?

3. В чем состоит жизнь вечная?

Единому истинному Богу, Отцу, и Сыну, и Святому Духу подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков! Аминь!

 

 



Сайт отца Олега (Моленко)
 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова