Отец Олег (Моленко)
Толкование 1-ой главы Евангелия от Иоанна –
СВЕТ ОТ СВЕТА
Мир всем возлюбившим Свет и живущим во свете Света!
Ин.1:
«1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».
Словом здесь назван Сын Божий, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Если имя Сын Божий отражает природное положение Второй Ипостаси среди прочих Лиц Троицы, то имя Слово – а это одно из имен Второй Ипостаси – отражает Его природную особенность и связанную с ней фунцию – функцию умного явления именуемого словесностью. Это понятие не надо путать с человеческой словесностью и речью. У людей эта функция называется мышлением, мыслеобразностью или логичностью мышления. В греческом языке Сын Божий именуется более точно – Логосом.
Логос это не просто слово, а структурная основа умной деятельности, именуемая у нас логикой. Мир этот создан Богом разумно, логично, и сохранно, ибо он задуман Разумом, воплощен Логосом, а живится и хранится Духо Святым. Не зря мы поем в молитве «Святым Духом всяка душа живится», а в другой молитве исповедуем о Духе Cвятом, что Он «везде сый и вся исполняяй».
Умопостигаемость Бога и созданного Им мира со всем его содержанием основана на Логосе, Который в каждый созданный Им объект заложил соответствующий ему логос. Вот почему логосное или умосозерцательное постижение Бога и Его творений есть единственно истинное и верное постижение, в то время, как привычный для нас умственный анализ есть примитивная, извращенная и самая слабая его форма. Анализ не только часто ошибается, но в принципе не способен постигать вещи такими, какими они созданы Богом. Он лишь грубо ухватывает некую «ощупываемую» данность в самом близком её приближении. Но когда он в своем самообольщении и самонадеянности пытается «воспарить», к высотам обобщения, то непременно впадает в иллюзию, в мечту или ложное сочинение, что подхватывается пронырливыми демонами и превращается в прелесть, ересь или лжеучение. Например, анализ может легко принять ложную концепцию, что человек это высшее животное, произошедшее от низшего животного. На самом деле этого нет в Божьем мире. Созерцание прямо видит, свидетельствует и исповедует то, что есть в Божьем мире и именно то, что оно сейчас созерцает. Во почему созерцание всегда истинствует, а анализ редко содержит истину, и то формально и случайным образом. Анализ не может свидетельствовать то, что истина это истина. Для него истина, это всего лишь вариант его собственного производства, вот почему она не ценится им и легко заменяется на очередной новый вариант далекий от истины. По сути анализ это способ мышления постоянно продуцирующий ложь. Первым продюсером лжи явился падший Херувим Денница, ставший сатаной и диаволом. Вот почему он справедливо именуется ложью и отцом лжи.
Почему же для нас Вторая Ипостась представлена в Евангелии от Иоанна именно Словом? Потому что эта словообразующая и словодействующая суть Слова явилась основой проявления Божьего Слова. Если Отец все придумывал, то Сын и Слово все придуманное Отцом тут же создавал. Поскольку мы созданы Словом во плоти и в плотном мире, то этот творческий способ справедливо можно назвать воплощением. Мы в своем обиходе говорим – «воплотить наши планы», подразумевая «осуществить задуманное». Не случайно именно Слово стало плотью, т.е. через воплощение в человеческую природу непосредственно, как сродное нам вошло в нашу жизнь, оставаясь Богом.
1 В начале было Слово... – Здесь справедливо возникает вопрос: «В начале чего»? Ответ на него прост – в начале всего сотворенного мира и всех населяющих этот мир творений. Т.е. начало относится не к безначальному Богу, а к нам Его творениям. Бог Слово является для нас Началом всего имеющего бытие и Источником осознания всегдашнего сверхбытия Бога и бытия всего Им созданного. Осознание этого приходит к каждому человеку с момента его вхождения в этот мир, когда его промысленная наперед душа создается Богом и влагается Им в положенное в «землю» запрограммированное Им «зерно» или «семя». Эта способность осознавать и постигать логосы вещей вкладывается Логосом или Светом (это еще одно имя Сына Божьего) именуется просвещением - Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
1 ... Слово было у Бога ... – Эта фраза показывает нам на Божественное происхождение Слова и его вечную и неразрывную связь с Богом.
1 ... Слово было Бог. – Здесь уже прямо исповедуется истина, что Слово есть Бог. Для чего нам нужно знать и исповедывать эту истину? Для того, чтобы не умалить истинное положение Слова в Боге и в этом мире, не принять Его за некое проявление Бога, а тем более за его творение.
2Оно было в начале у Бога. – Здесь исповедуется предвечная неразрывность Слова и Бога, Которое всегда было у Бога и с Богом, являясь Богом, и Которое нами должно восприниматься Богом по природе Своей и положению, а также с Богом – по отношению к Отцу и Духу Святому.
3Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть – В этом стихе исповедуется истина того, что все, что получило бытие (т.е. все что было создано Богом) было создано через посредство Логоса и получило свое начало в бытии через Него. После этого исповедания идет усиление этой мысли и утверждение, что без Него ничто не начало быть. Дальше прибавлено что начало быть. Для чего сделано это прибавление? Для того, чтобы враги Бога и истины не могли бы придраться к словам и похулить Бога тем, что Он якобы создал, дал начало быть злу и злым сущностям – бесам и злым демоноподобным людям. Утверждение что начало быть подчеривает, что речь идет лишь о тех Божьих творениях которые истинно имеют бытие. Зло и злые сущности не имеют бытия и места в Божьем мироздании, ибо они своей волей уклонились от Бога, воспротивились Ему и своему бытию. Они существуют только временным попущением Бога, паразитируя на бытии и созданных Богом творениях. В Божьем вечном мире и Царстве они, увы, не начали быть, но только по своему злому произволению.
4В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. – В этом стихе исповедуются две взаимосвязанные истины. Первая истина утверждает то, что истинная жизнь содержится в Сыне и Слове Божьем Иисусе Христе. Вот почему Христос Сам о Себе свидетельствовал, что Он есть Жизнь. Но Христос Бог содержит жизнь не для Себя Самого, а для нас людей. Мы можем истинно жить в Его мироздании только Им, в Нем и с Ним. Но эта жизнь не есть некое жалкое пребывание с осознанием себя, а есть блаженное осознание, ощущение и соучастие в божественной жизни Бога. Видение, участие и осознание этой жизни возможно не во тьме, но во свете Света. Вот почему вторая истина исповедует, что наша жизнь есть свет для нас.
5И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. – Этот в нас божественный свет светит нам во тьме нашей автономии от Бога, во тьме нашего плотского и страстного пребывания в земном изгнанничестве, во тьме рабства у духов тьмы. Этот свет не объемлется тьмой. Благодаря этому свету человек может осознанно принять веру в Бога и устремиться к Нему. Только этот свет дает Богу место в человеке для прикосновения к нему божественным прикосновением или благодатью.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
В этих стихах говорится о богопосланничестве Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, соединенных в одном имени Иоанн. Также говорится о том, что Иоанн Предтеча пришел для свидетельства первого пришествия Света, а Иоанн Богослов – для свидетельства второго пришествия Христа Бога и Царя. Оба эти свидетельства нужны для того, чтобы все люди могли бы уверовать в Свет – Христа Бога.
Далее подчеркивается, что посланные Богом люди сами по себе не были светом, способным животворить людей, н были посланы для того, чтобы свидетельствовать о Свете. Они светились отраженным светом Света, но сами не были ещё светами или Богами по благодати. Сегодня из открытой нам Богом тайны Иоанна Богослова мы знаем, что он уже достиг обожения и сам вслед за Пресвятой Девой Богородицей является Богом по благодати и светом от Света.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
В этих стихах пришедший через воплощение и вочеловечивание Христос Бог исповедуется истинным Светом, Который просвещает всякого человека приходящего рождением в этот мир. Так же мы узнаем, что Христос Бог был в нашем мире. Хотя мир получил свое начало через Христа, однако падением человека он сильно изменился в своем качестве, став тленным и во зле лежащим врагом Бога. Мир сей по падении людей стал новым, злым, безбожным, губительным образом жизни людей. Мир стал пребывать во тьме неведения и забвения Бога. Вот почему когда в него вошел Свет истинный в Лице Христа мир Его не узнал, не познал и не принял. Его не приняли даже те из людей, которых Бог избрал для Своего особого о них попечения, которых Он усвоил Себе, чтобы они были своими Ему.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
Но не все люди отвергли пришедшего к ним Христа Бога. Были и такие, которые приняли Его, Его учение и Его веру в силу и божественность Его имени. Христос знал, что Ему предстоит уйти из этого мира и поэтому оставил в нем Свое божественное имя и силу веры в Него. Верующим в Его имя Он дал власть быть детьми Божьими и поистине называть Его Отца Своим Отцом небесным. Но принять веру в имя Христа и овладеть этим божественным именем во свое спасение смогли только те люди, которые родились не от крови, хотения плоти или от похоти мужской, но те которые родились от Бога. Акт этого рождения Бог установил в определенном Им действии, именуемом таинством погружения (в слав. яз. крещение). Это таинство есть зримо-незримое сотворчество Бога и человеков, принимающих в нем участие. Цель этого таинства рождением свыше от Бога произвести из негодного для неба человека годного, изменив благодатью таинства его качество. Во время крещения человек реально умирает со Христом и погребается в воду (как наболее удобное для этого действия вещество). Погружается человек в единократном крещении (ясно, что родиться в каком то качестве можно только один раз) троекрато и непрерывно, в честь каждого Лица Пресвятой Троицы. Крещение с тремя погружениями это не простое символическое действие, но реальное закладывание Богом в человека Его силы, разума и благодати, как основы (своего рода программы) его новой жизни и деятельности в качестве сына или дочери Бога. В крещении человек перерождается из ветхого в нового, ему прощаются все его грехи, снимается гнет и проклятие первородного греха людей и он очищается до ангельского состояния. Крещаясь во имя трех Лиц Пресвятой Троицы, человек при призывании имени каждого Лица Троицы сродняется с Этим Лицом и получает от Него благословение и свойственное именно этому Лицу своеобразие. От троекратного погружения человек получает полноту соответствия его образа Богу и тем становится цельным или целостным. Вот почему никак нельзя нарушать установленный Самим Христом Богом порядок таинства крещения и заменять троекратное погружение на однократное или любое другое. Из купели крещения человек выходит светлым, чистым, просвещенным, имеющим силу от Бога, благодатно святым и имеющим в себе семя (закладку в его новой природе) нетленности, делающее его способным к благому воскресению и пребыванию на небесах. Таким образом таинство крещения создает новый род людей, единственно способных принять новую биокристаллическую вечную природу человеческого тела. Вот почему во время всеобщего воскресения мертвых крещенные люди получившие в себе залог вечной жизни и всемерно развившие его восстанут в своих новых, вечных, биокристаллических и светоносных телах, а не крестившиеся истинно или не развившие залог дарованный в крещении восстанут в своих старых телах, измененных грехом в еще худшее состояние. Для них это их качество грешных душ и тел будет утверждено Богом на вечно. Т.е. дебелые плотские тела грешников не будут разрушаться всю вечность, но пребудут в мучениях неизменными.
14И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. – Здесь Евангелист возвращает нас к Христу Слову, свидетельствуя нам, что Бог Слово обитал с нами в качестве человека, став плотью. Став плотью, Христос не перестал быть Богом. Вот почему Он был в полноте божественной благодати и истины, являвших Его славу. Апостолы и очевидцы Христа видели эту славу на горе Фавор в день Его преображения, славу как Единородного от Отца Сына.
Итак, Христос Свет стал совершенным и во всем подобным нам, кроме греха человеком. Он для нас как бы закрылся человеческой плотью, оставив созерцать Его Божество очами веры, подтверждая его многочисленными чудесами и знамениями. Но Христос пришел не Сам для Себя, но для того, чтобы помочь нам вернуться к Богу, примириться с Ним и даже стать Ему сынами и Богами по благодати. Помощь Христа заключалась не только в даровании нам истинного учения, веры и Церкви со всеми ее сокровищами. Он Сам в Себе работал над изменением нашей падшей и тленной природы, воскресив её силой Своего Божества и изменив Его из тленного в нетленное (биокристаллическое). Он не только подготовил нашу природу к благому воскресению наших новых и нетленных тел, но изменил их качество из тленного и временного в нетленное и вечное. Вот почему Он для нас явился Первенцем их всех людей по всем параметрам их нового вечного качества. Он не только владел этими качествами Сам, но и заложил их в нашу человеческую природу, оставив на наш выбор войти в это приготовленное Им качество или остаться ветхими. Сам Он после Его погребения проявил новые качества обновленной Им в Себе Самом человеческой природе в удивительных явлениях. Он Сам воскресил Свое человеческое тело, сделав его вечным и нетленным. Он прошел с этим телом через камень гроба и закрытые двери Сионской Горницы. Этим Он показал нам новое качество нашего вечного тела и новые его способности и свойства.
Главной особенностью нашего нового тела явилась возможность его изменения в свет по нашему желанию. Эту светоносность человеческой природы даровал нам Христос и мы особо празднуем ее в Празднике праздников – Светлом Христовом Воскресении.
Слава нашему Свету Христу, показавшему нам свет и превратившего нас в светы во веки вечные!